Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №34 «Зоренька»
города Калуги
МБДОУ №34 «Зоренька» г.Калуги
ПРИНЯТА
Педагогическим советом МБДОУ № 34 г.Калуги
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 122/2/01-11 от 30.08.2023г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная кисточка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года (210 часов)
Составил:
Рабочая группа: Гамаюнова Т.И., Агафонова Е.Н., Веремей Л.М..
Проверил:
Володина Л.Н., зам.зав. по ВР
Калуга, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание ДОП
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации ДОП
2.2. Формы педагогического мониторинга
2.3. Методические материалы
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.ПРИЛОЖЕНИЯ
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются
основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная черта эстетического отношения маленького ребенка –
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и
воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает
самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»
составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях»; - Закон РФ от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в
целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р
«План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706;
- Порядок приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования № 293 от 08 апреля 2014г;
- Устав ДОУ.
Программа «Волшебная кисточка» - это программа по изобразительному
творчеству, удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям
воспитанников. В программе соблюдается преемственность с предыдущими
знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения,
используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным
особенностям детей. Раскрывается значение нетрадиционных приѐмов
изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Знакомит детей с техническими
приѐмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных
материалов. Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как
композиция и колорит. Побуждает детей экспериментировать с изобразительными
материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощряет и
поддерживает детские творческие находки. Занятие творчеством имеет огромное
значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими
руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные
положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает
желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей
развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение,
эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Новизной данной программы - является развитие у детей творческого и
исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых
физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной
умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Системно деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого дошкольника с учѐтом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется
путѐм индивидуализации учебных заданий. Ребѐнок всегда имеет выбор в
принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и
качествами.
Программа рассчитана на работу с детьми от 5 до 7 лет из расчета 2 занятия
в неделю. Продолжительность занятия 25 мин – 30 мин. Занятия проводятся во
второй половине дня, в специально оборудованном помещении, в игровой форме.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
Рекомендуемая наполняемость группы - от 12 чел.
Формы организации учебного занятия.
- Индивидуальная самостоятельная работа, позволяющая осуществлять
индивидуальных подход к ребенку на учебном занятиях и консультациях.
- Групповая - учебные занятия, праздники.
- Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать чувство
ответственности, сопереживания, подчинение своих интересов общей цели,
помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях,
праздниках).
- Работа в парах, предполагающая совместное сотворчество. Работа в парах,
предполагающая совместное сотворчество обучающегося и педагога,
обучающийсяобучающийся.
- Экскурсии помогают настраивать на восприятие прекрасного, формировать
у обучающихся эстетический вкус и эстетические суждения.
- Тематические выставки как наиболее адекватная творческому процессу
форма оценки выполненных образцов изделий, форма подведения итогов работы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса
позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально насыщенной
1.2.Цель и задачи программы
Цель:
формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством
совершенствования изобразительных навыков и умений в разных видах рисования.
Задачи программы:
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними;
- создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для
получения новых цветов и оттенков;
- формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ;
- воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
- побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе
техники нетрадиционного рисования;
- развивать у детей художественно – творческие способности художественный
вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое
мышление, внимание;
-способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок - интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
1.3. Содержание ДОП
Содержание программы «Волшебная кисточка» направлена на развитие
художественно-эстетического,
эмоционального,
духовно-нравственного
творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивных видов
деятельности с помощью современных доступных средств, технологий, материалов
и предназначена для дополнительного образования детей 5—7 лет. Через
реализацию данной программы педагог раскрывает содержание категорий добра,
красоты и истины в окружающем мире и сфере человеческих отношений,
эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценку и суждения, общечеловеческие,
эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в
разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. В
эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию
художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного
образа. Это относится как к конечному продукту, так и к характеру процесса
деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей
детей. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.
Изобразительное искусство играет важную роль в решении образовательных и
воспитательных задач. Рисование, аппликация, лепка оказывают влияние на
мыслительную деятельность: готовая работа, по сути, представляет собой рассказ,
но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов
декоративного искусства связан с задачами преображения среды окружающей
человека, в соответствии с представлениями о добре и красоте. Детская работа
(особенно рисунок) может стать своеобразным психологическим тестом,
отражающим многие черты характера ребенка.
Технология проектной деятельности - это система обучения, при которой
обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Здоровьесберегающие технологии - используются в образовательном
процессе, задача которых охрана жизни и укрепления здоровья детей, их
физическое развитие. Здоровьесберегающие технологии особенно актуальны на
современном уровне развития нашего общества, когда абсолютно здоровых детей
становится меньше. Для того, чтобы дети не уставали на занятии, проводятся
упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев,
упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Физкультурная
минутка — динамическая пауза во время занятий. Проводится по мере
утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для
глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Пальчиковая
гимнастика — применяется на уроках, где ученики много работают руками. Это
недолгая разминка пальцев и кистей рук. Гимнастика для глаз. Очень нужна для
расслабления глаз во время работы с мелкими деталями. Время — 2-3 минуты.
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП.
1.Обогащение знаний детей о разных видах изобразительного творчества.
2.Ознакомление детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними,
закрепление приобретѐнных умений и навыков.
3.Сформированность творческого мышления, устойчивого интереса к
художественной деятельности.
4.Сформированность умений и навыков, необходимых для создания творческих
работ.
5.Сформированность желания экспериментировать.
6.Развитие трудолюбия.
7.Развитие
внимания,
аккуратности,
целеустремлѐнности,
творческой
самореализации.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации ДОП
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями,
умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для
детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение
для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно –
гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо
осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся
и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материально-техническое обеспечение
Бумага белая, цветная, гофрированная, раскраски, эскизы, бумага для
акварели, карандаши, краски, гуашь, картон белый, цветной, кисти разные,
клеѐнки, тарелочки, тряпочки для просушивания краски, баночки для воды,
пластилин, раскраски на плотной бумаги, крупы, мука, соль, трубочки для
коктейля, пипетки, цветные салфетки, ватные палочки, восковые мелки, свечи,
листья, яблоки и другое.
Информационное обеспечение: Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение. Для успешного решения поставленных в программе
задач требуется педагог, умело использующий эффективные формы работы,
имеющий творческое отношение к образовательному процессу. Педагог должен
иметь педагогическое образование: личностные характеристики должны
соответствовать требованиям специфики работы с детьми: коммуникативность,
доброжелательность, педагогическая этика, активность.
2.2. Формы педагогического мониторинга
Предварительный контроль — собеседование со вновь поступившими
детьми.
Промежуточный контроль по каждой теме программы: точное выполнение
изделия по заданной схеме, образцу, плану; контрольные вопросы (тесты,
карточки) по каждой изученной теме.
Итоговый контроль: отчетная выставка творческих работ.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• выставка работ детского кружка «Волшебная кисточка» в образовательном
учреждении;
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений кружка «Волшебная кисточка»
(грамоты, дипломы, сертификаты и др.).
• отзывы родителей обучающихся.
Карта диагностики усвоения программы «Волшебная кисточка»
Фамил Планируемые результаты
ия,
Знание
Владени Эстетик Развитие Заинтере Культ Степень
имя
терминол е
а
фантазии сованнос ура
выраженн
огии
различн выполне ,
ть
в труда ости
ыми
ния
образног творческ
оценивае
техника работы о
ой
мого
ми
мышлен деятельн
качества
ия,
ости
воображ
ения
Степень выраженности оцениваемого качества
Предметный результат:
1.Знание терминологии
: -Высокий уровень 3(б.): обучающийся знает понятия и термины
предусмотренные программой.
-Средний уровень (2б.): обучающийся владеет половиной объѐма знаний,
предусмотренных программой.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся владеет менее чем половиной объѐма
знаний, предусмотренных программой.
2. Владение различными техниками декоративно прикладного творчества.
-Высокий уровень 3(б.): обучающийся владеет техниками в полном объѐме,
предусмотренными программой.
-Средний уровень (2б.): обучающийся владеет половиной объѐма, техниками
декоративно прикладного творчества, предусмотренными программой.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся владеет менее чем половиной объѐма
техниками предусмотренными программой.
3. Эстетика выполнения работы:
-Высокий уровень 3(б.): обучающийся использует все средства
художественной выразительности в готовом произведении
-Средний уровень (2б.): работа выполнена эстетически, обучающийся
использует средства художественной выразительности в готовом произведении
частично.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся не использует средства художественной
выразительности в готовом произведении.
4. Развитие фантазии, образного мышления, воображения:
-Высокий уровень 3(б.): обучающийся использует в своих работах
фантазию, образное мышление, воображение, самостоятельно выполняют задания,
опираясь на свои умения и навыки. Использует все средства художественной
выразительности в готовом произведении.
-Средний уровень (2б.): у обучающегося развита фантазия, образное
мышление, воображение, но при выполнении работ он использует данные навыки
частично.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся затрудняется применять фантазию и
воображение при изготовлении работ.
5. Заинтересованность в творческой деятельности:
-Высокий уровень 3(б.): обучающийся заинтересован в освоении той или
иной техники декоративно прикладного творчества, умеет распределять задание,
имеет собственную точку зрения, оказывает взаимопомощь другим ребятам во
время работы.
-Средний уровень (2б.): обучающийся заинтересован в освоении той или
иной техники декоративно прикладного творчества.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся испытывает трудности в освоении
программы.
6. Культура труда:
-Высокий уровень 3(б.): обучающийся умеет организовать свое рабочее
место , использует знания по охране труда и технике безопасности.
-Средний уровень (2б.): обучающийся использует знания по охране труда и
техники безопасности.
-Низкий уровень(1б.): обучающийся испытывает трудности в организации
рабочего места.
2.3. Методические материалы
На занятиях используются различные методы обучения – словесные,
наглядные, практические. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа,
дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники,
конкурсы). На занятиях декоративным творчеством, применяются информационно
коммуникационные технологии, что побуждает детей к поисковой и
познавательной деятельности.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.:
МозаикаСинтез, 2004.
2. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.:
«Скрипторий 2003» 2007.
3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.:
«Скрипторий 2003» 2007.
4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.:
«Просвещение», 1992.
5. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO
«Творческий центр «Сфера»» 2009.
6. Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». –
М.: «Владос», 2002
7. Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития
«Цветные ладошки». – М.:«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2008.
8.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми» 3-7лет.
9.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.:
ACADEMIA, - 1999. – 96с.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва. 200
4.ПРИЛОЖЕНИЯ
Комплексно-тематическое планирование
для детей 5 – 7 лет
СЕНТЯБРЬ
№
пп
Тема занятия
Задачи занятия
материалы
1
Вводное занятие
Правила техники безопасности и ОБЖ
на занятиях. Знакомство с
художественными материалами и
инструментами.
Художественные
материалы и
инструменты.
2
Что созрело в
огороде
Учить передавать в рисунке форму, цвет Бумага, простой
и характерные особенности овощей.
карандаш, цветные
Работать над композицией рисунка –
равномерно располагать предметы по
всему листу бумаги, закрашивать
предметы по форме.
карандаши.
3
Что созрело в саду.
Учить передавать в рисунке знакомую
форму и окраску фруктов, продолжать
развивать композиционные
умения,продолжать вырабатывать
навыки закрашивания.
Предметные
картинки,вырезанные
из бумаги круги,
простой и цветные
карандаши.
4
Гроздь винограда
Учить передавать форму грозди
винограда в рисунке. Формировать
умение самостоятельно выбирать цвет
для ягод (светло-зеленый или
фиолетовый). Закреплять способ
рисования округлых форм.
Бумага, простой
карандаш, гуашь.
5
Ветка винограда.
Аппликация из природного материала –
засушенные кленовые листья,
фасоль.Добиваться выразительности
образа.
Картон-основа,
листья, фасоль, клей,
гуашь.
6
Натюрморт из
фруктов и овощей.
Аппликация из мятых салфеток с
дорисовкой. Учить изображать
несложный натюрморт в технике
аппликации, самостоятельно выбирать
фрукты и овощи для изображения.
Белые салфетки,
гуашь или акварель
клей, цветная бумага
для вырезания вазы,
картон.
7
Ветка рябины в вазе.
Учить передавать в рисунке
характерные особенности ветки рябины
– сложный лист, овальные грозди,
Учить новому техническому приему –
двухцветный боковой мазок.
Бумага, гуашь,
простой карандаш,
ветка рябины и ваза.
8
Ветка рябины.
Изображение ветки в технике
пластилинографии, передача образа.
Развитие мелкой моторики.
Картон, пластилин,
ветка рябины.
ОКТЯБРЬ
9
Осеннее дерево.
Учить располагать предметы на
широкой полосе земли ближе и дальше,
учить передавать в рисунке строение
дерева, упражнять в рисовании концом
кисти тонких веток и листьев приемом
вертикального мазка.
Бумага на 1\3
тонированная в
зеленый цвет, гуашь
иллюстрации
репродукций на
осеннюю тему.
10
Ковер из осенних
листьев.
Аппликация из осенних листьев. Учить
составлять композицию на
прямоугольной форме.
Засусенные мелкие
осенние листочки,
клей, бумага.
11
Осенние березы.
Учить передавать в рисунке
характерные особенности березы,
осеннюю окраску листвы, обучить
правильным способом действии
полусухой жесткой кистью при
Жесткие и мягкие
кисти, гуашь,
тонированная
бумага.
рисовании вертикальных мазков для
изображения листвы и пятен на стволах.
12
Осеннее дерево под
дождем и ветром.
Учить изображать дерево в ветряную
погоду, развивать умение вносить в
рисунок свои дополнения.
Акварель, восковые
карандаши, бумага.
13
В богрец и золото
одетые леса.
Лепка деревьев с помощью
Пластилин, картон
пластилиновых жгутиков, учить
для основы.
сворачивать спиральки для изображения
кроны деревьев.
14
Совы.
Учить изображать сову, используя
геометрические фигуры (треугольник,
круг). Добиваться выразительности
образа. Учить делать набросок простым
карандашом.
Простой карандаш,
гуашь, мягкая и
щетинистая кисть.
15
Ворона.
Учить изображать птицу, используя
карандашный набросок, передавать в
рисунке характерную особенность
оперения птицы.
Простой карандаш,
бумага, цветные
карандаши.
16
Синички.
Аппликация. Закреплять умение
наклеивать частично одну деталь на
другую, учить вырезать исходные
формы.
Иллюстрация с
изображением синиц,
клей, ножницы,
цветная бумага,
картон с
изображением ветки
и осенних листьев.
НОЯБРЬ
17
Дымковский конь.
Учить расписывать ярким узором коня,
используя элементы дымковской
росписи. Закреплять умение рисовать
всей кистью и концом кисти.
Вырезанные силуэты
коня, гуашь,
дымковские
игрушки.
18
Чашка с блюдцем.
Аппликация. Учить приемам вырезания
цветочных форм из сложенной вдвое
бумаги, формировать умение соединять
аппликацию с росписью.
Плотная бумага,
цветная бумага,
фломастеры, клей,
ножницы.
19
Ежата на поляне.
Учить рисовать ежей в движении,
формировать умение создавать
выразительный образ, через
использование метода тычка
щетинистой кистью.
Бумага, гуашь,
щетинистые и мягкие
кисти.
20
Черепахи.
Учить рисовать черепах используя
карандашный набросок и метод тычка.
Дополнять рисунок подходящими по
сюжету предметами.
Бумага
тонированная,
щетинистая кисть,
простой и цветные
карандаши, гуашь
охра и коричневая.
21
Тарелка с узором.
Пластилинография. Учить аккуратно
разглаживать пластилин, не выходя за
границы рисунка, самостоятельно
подбирать цвета для изображения.
Картон с силуэтом
тарелки, пластилин,
образцы узоров
22
Плюшевый мишка.
Учить использовать нетрадиционный
Бумага, простой
метод в рисовании (рисование смятой
карандаш, смятая
бумагой) для передачи структуры ткани. бумага, гуашь,
мягкие кисти,
игрушечный
плюшевый мишка.
23
Чудо дерево
Аппликация из цветных салфеток.
Учить скручивать тонкие жгутики из
салфеток для изображения ствола и
веток. Украшать ветки необычными
предметами (различный бросовый
материал – пуговицы, бусины и пр.)
Картон, клей,
салфетки цветные,
различный бросовый
материал.
24
Осенний букет
Печатание сухими листочками. Учить
изображать осенний букет в вазе,
используя отпечатки листьев. Развивать
фантазию и воображение.
Сухие листочки,
гуашь, мягкие кисти,
бумага, пластиковые
тарелочки для
краски.
ДЕКАБРЬ
25
Автобус
Учить детей изображать общественный
транспорт, передавать характерные
особенности формы автобуса,
дополнять рисунок деталями.
Простой и цветные
карандаши, ластики,
бумага, игрушечный
автобус.
26
Легковой
автомобиль
Учить передавать форму и взаимное
расположение частей легкового
автомобиля. Практиковать в
закрашивании цветными карандашами.
Бумага, простой и
цветные карандаши,
игрушечный
автомобиль.
27
Снежная семья
Учить рисовать снеговиков разных
размеров. Закреплять приемы
изображения округлых форм в разных
сочетаниях. Совершенствовать технику
рисования тычком.
Бумага, гуашь,
мягкая и щетинистая
кисти.
28
Снегурочка возле
елки.
Учить передавать сказочный образ
Снегурочки через ее наряд, подбирать
холодные цвета. Продолжать учить
делать карандашный набросок. Для
создания выразительности образа
елочки использовать жесткую кисть.
Простой карандаш,
жесткая и мягкая
кисти, гуашь, бумага.
29
Шишки на ветке.
Учить рисовать заснеженную ветку ели
с шишками, используя для изображения
хвои щетинистую кисть. Дополнять
рисунок аппликацией из ваты для
изображения снега и мятых салфеток
Бумага, клей, вата,
салфетки, зеленая
гуашь, щетинистая
кисть.
для изображения шишек.
30
Лесная дорога.
Познакомить детей с линией горизонта
в рисовании, учить изображать низкие и
высокие деревья в зависимости от
расположения к линии горизонта.
Бумага
тонированная, гуашь,
простой карандаш.
31
Елочные игрушки
Учить изготавливать елочную игрушку
из цветной бумаги, украшать ее
блестками и «дождиком». Воспитывать
умение получать радость от
полученных результатов
Цветная бумага,
клей, елочный
дождик.
32
Новогодняя
открытка
Учить детей делать поздравительную
открытку, подбирая и создавая
соответствующее празднику
изображение. Учить сочетать рисунок и
аппликацию, использовать различные
материалы для создания задуманных
образов.
Картон, фломастеры,
клей, цветная бумага.
ЯНВАРЬ
33
Снежинки
Учить располагать узор в соответствии
с данной формой. Закреплять умение
рисовать концом кисти. Добиваться
выразительности образа.
Картонная
шестиугольная
форма, кисти гуашь.
34
Удивительная
новогодняя история.
Учить детей рисовать сюжет по
предложенному произведению,
самостоятельно подбирать материал.
Бумага
тонированная, гуашь,
новогодняя сказка.
35
Кружка, украшенная
цветком.
Познакомить с новым способом лепки
посуды – ленточным, учить соединять
лентообразную форму с диском (дном)
закреплять умение делать налепы –
цветок
Пластилин,
керамическая
кружка.
36
Пингвины на льдине. Учить рисовать пингвинов,
использовать нетрадиционный способ
изображения льдин (соль).
Клей, соль,
тонированная
бумага, гуашь.
37
Зимний лес.
Учить рисовать зимний лес, развивать
познавательный интерес, чуткость к
восприятию красоты.
Бумага, гуашь,
мягкие и щетинистые
кисти.
38
Усатый-полосатый.
Учить передавать в рисунке образ
котенка. Закреплять умение изображать
животное, используя навыки рисования
кистью и красками или пастелью.
Бумага, гуашь или
пастель на выбор.
39
Комнатное растение
Учить изображать комнатное растение с
натуры, добиваться передачи
характерных особенностей, делать
карандашный набросок.
Бумага, простой и
цветные карандаши,
комнатное растение
для натуры.
40
Сказочный дворец.
Аппликация из ткани. Учить создавать
Цветные лоскуты,
сказочный образ, закреплять умение
работать ножницами, дополнять
аппликацию рисунком.
клей ножницы,
бумага, цветные
карандаши или
пастель.
ФЕВРАЛЬ
41
Три медведя.
Учить создавать в рисунке образ сказки
Учить рисовать медведей из кругов и
овалов, передавать их относительную
величину и строение.
Гуашь, бумага
тонированная, сказка
«три медведя».
42
Золотая рыбка
Учить рисовать сказочную рыбку, взяв
за основу овал, украшать рисунок
различными крупами для создания
выразительности образа.
Картон, гуашь, клей,
разные крупы.
43
Козлик и баран.
Продолжать знакомить детей с
дымковской игрушкой. Учить
расписывать силуэты игрушек
элементами дымковской росписи.
Дымковские
игрушки, гуашь,
образцы элементов
дымковской росписи,
вырезанные из
бумаги силуэты
козлика и барана.
44
Цветик –
семицветик.
Учить смешивать на палитре краски для
получения новых цветов и оттенков.
Гуашь, палитры,
бумага с
изображением цветка
карандашом.
45
Снегири на ветках.
Учить рисовать снегирей, используя
метод тычка, дополнять рисунок
подходящими по сюжету предметами.
Закреплять умение делать карандашный
набросок.
Тонированная
бумага, гуашь,
щетинистая и мягкая
кисти, простой
карандаш.
46
Солдат на посту.
Учить рисовать человека, передавая
характерные особенности костюма.
Закреплять умение рисовать крупно,
правильно располагать изображение на
листе бумаги.
Простой и цветные
карандаши, бумага.
47
Теплые и холодные
краски.
Познакомить детей с разделением
цветов на теплые и холодные. Учить
самостоятельно подбирать цвета,
соответствующие изображению
Карточки с
изображением
«холодных» и
«теплых» предметов,
цветные карандаши.
48
Узор из бутонов и
листьев.
Учить составлять узор из двух
элементов городецкой росписи,
составлять из них гирлянду, сочетать
два близких цвета розовый с красным
или голубой с синим.
Городецкие изделия,
палитры, полоски
бумаги, гуашь
МАРТ
49
Букет нарциссов.
Аппликация объемная. Учить делать
объемные цветки из цветной бумаги,
наклеивать их на картон в виде букета.
Картон, цветная
бумага, клей,
палочки с круглым
срезом.
50
Кукла в русском
сарафане.
Закреплять умение рисовать фигуру
человека. Учить передавать
характерные особенности костюма,
украшать костюм орнаментом и
аппликацией.
Бумага, простой
карандаш, цветные
карандаши, клей,
различные блестки,
мелкие пуговички и
пр.
51
Пришла весна
прилетели птицы.
Учить передавать в рисунке картины
природы. Закреплять умение
располагать рисунок на листе бумаги.
Развивать эстетическое восприятие.
Акварель,
тонированная
бумага, восковые
карандаши, белила.
52
Сказочная чудоптица.
Учить рисовать сказочную птицу,
выбирать нужный фон и подбирать
краски,закреплять технические навыки
и умения. Развивать творческий интерес
и эстетическое восприятие.
Квадратные
тонированные листы
бумаги, гуашь, клей,
кусочки фольги.
53
Фартук для
дымковской куклы.
Учить самостоятельно составлять узор
на новой форме (трапеция),
использовать элементы дымковской
росписи.Воспитывать интерес к
народной игрушке.
Дымковские куклы,
акварель, бумажные
фартуки.
54
Ваза для фруктов.
Учить лепить посуду из нескольких
частей, формировать умение
самостоятельно украшать изделие.
Пластилин или
соленое тесто,
образцы ваз.
55
Петя-петушок.
Учить рисовать сказочного петушка
используя геометрические фигуры
(овалы, круги). Развивать фантазию и
воображение.
Бумага, простой
карандаш, акварель
56
Ваза с ветками.
Аппликация из ниток. Учить делать
аппликацию сочетая разные материалы
– нитки разной фактуры и бумагу.
Развивать воображение.
Картон, цветная
бумага, нитки разной
фактуры клей.
АПРЕЛЬ
57
Кружка, украшенная
гирляндой.
Продолжать знакомить с городецкой
росписью. Учить составлять гирлянду с
уменьшением элементов от центра к
краям. Познакомить с новым элементом
росписи – городецкая ромашка.
Вырезанная из
плотной бумаги
кружка, палитра,
гуашь, городецкие
изделия.
58
Ваза, украшенная
цветком.
Аппликация. Учить симметричному
вырезанию сложной формы по
нарисованному полуконтуру, развивать
пространственное воображение,
украшать вазу объемным цветком.
Клей, ножницы,
цветная бумага.
59
Березовая роща
Закреплять умение рисовать картины
природы, передавая ее характерные
особенности. Учить располагать
изображения по всему листу, сочетать в
рисунки разные техники рисования.
Тонированная
бумага, кисти мягкие
и щетинистые,
гуашь.
60
Веселые клоуны.
Продолжать учить передавать в
рисунке несложные движения человека,
учит рисовать характерные особенности
костюма клоуна. Закреплять умение
равномерно раскрашивать рисунок.
Бумага, простой и
цветные карандаши.
61
Дымковская кукла
Учить детей расписывать дымковскую
куклу, кофту и кокошник делать
однотонными, юбку украшать
орнаментом, самостоятельно подбирать
цвета.
Силуэты кукол,
акварель,
дымковские
игрушки.
62
Жилые дома разной
архитектуры.
Аппликация. Учить из геометрических
фигур складывать строение, упражнять
в разрезании бумаги по сгибу,
дополнять изображение орнаментом на
окнах и крыше.
Цветная бумага,
клей, ножницы.
63
Автомобиль возле
дома.
Учить передавать в рисунке несложный
сюжет, строить композицию сюжетного
рисунка по графической схеме.
Схема, простой
карандаш, акварель,
бумага.
64
Старинный город.
Учить изображать старинные
постройка, сочетать в рисунке
различные художественные материалы.
Бумага, простой и
восковой карандаш
черного цвета,
акварель.
МАЙ
65
Зонтики.
Аппликация из гофрированной бумаги.
Учить делать полуобъемный зонтик из
гофрированной бумаги, украшать его
орнаментом.
Цветная бумага,
картон
тонированный, клей,
ножницы.
66
Ветка цветущей
яблони.
Учить рисовать с натуры ветку яблони,
самостоятельно составлять на палитре
нужный оттенок . Развивать
эстетическое восприятие.
Бумага, гуашь,
палитры, ветка для
натуры
67
Ландыши
Аппликация. Учить сочетать в
аппликации различные материалы для
создания выразительности образа..
Вата, цветная бумага,
клей, картон.
68
Ветка сирени.
Познакомить с новой техникой в
аппликации – тычок. Учить изображать
ветку сирени новым способом.
Палочки, клей,
цветная бумага,
простой карандаш,
картон.
69
Ваза для цветов.
Лепка. Продолжать учить лепить
ленточным способом высокую посуду,
познакомить с разными способами
Пластилин, картон
для подставки.
оформления края ваза:: расширяющим и
сужающим.
70
Радуга-дуга.
Закреплять умение составлять на
палитре необходимые цвета и оттенки,
закреплять знание спектра цветов.
Развивать фантазию и воображение.
Палитры, гуашь,
бумага.
71
Белые лебеди
Закреплять умение рисовать в технике
тычок, правильно располагать рисунок
на листе бумаги, составлять несложный
сюжет.
Мягкие и
щетинистые кисти,
гуашь, тонированная
бумага.
72
Нарисуй какую
хочешь картинку.
Свободная тема. Закреплять умение
самостоятельно задумывать сюжет
будущего рисунка и подбирать
художественные материалы для его
изображения.
Бумага, акварель,
цветные карандаши,
гуашь.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями.
Работа с родителями
Сентябрь
Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной
деятельности»
Октябрь
Консультация «Как научить ребѐнка рисовать»
Ноябрь
Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна»
Декабрь
Консультация «Как развивать интерес ребѐнка к рисованию»
Январь
Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».
Февраль
Выставка детских работ «Зимушка-зима»
Март
Консультация «Чем и как можно рисовать».
Апрель
«Как научить ребенка различать цвета»
Май
Консультация «Каждый ребѐнок талантлив».